Форум владельцев и любителей ЗИЛ 157
http://zil157.ru/forum/

Установка расширительного бачка
http://zil157.ru/forum/viewtopic.php?f=19&t=649
Страница 1 из 7

Автор:  Аркадий [ 09 сен 2014, 17:15 ]
Заголовок сообщения:  Установка расширительного бачка

Возникло непреодолимое желание перевести ЗиЛ-157 на тосол. Пришлось устанавливать расширительный бачок.

1. Выбор расширительного бачка.
Максимальное изменение объема тосола (при изменении температуры от -30 до +110) составит 2,8 литра. С учетом объема верхней части радиатора и рабочего перепада температуры нужен расширительный бачок на 1-1,5 литра.
У бачка должен быть большой патрубок снизу и маленький в верхней части. Наличие датчика уровня приветствуется.
Я решил взять бачок от ВАЗ 08-09 (инжектор). С крышкой и датчиком уровня бачок обошелся около 300 руб.

2. Крепление бачка.
Единственное подходящее место - под капотом на переднем щите кабины. Пришлось перенести табличку с номерами машины.
Бачок закрепил двумя монтажными лентами, приклепав их к кабине. Свободные концы ленты стягиваются болтами М6.

Вложения:
Комментарий к файлу: Место установки и перенос таблички
01.jpg
01.jpg [ 112.82 KiB | Просмотров: 6251 ]
Комментарий к файлу: Крепление расширительного бачка
02.jpg
02.jpg [ 92.34 KiB | Просмотров: 6251 ]

Автор:  Аркадий [ 09 сен 2014, 17:33 ]
Заголовок сообщения:  Re: Установка расширительного бачка

2. Подключение к нижней точке системы охлаждения.
В выходном патрубке радиатора есть металлическая вставка с краником для слива. Вместо краника вставил тройник и подключил и краник и штуцер. Резьба под краник - К1/4. Пришлось прогонять резьбу.
Диаметр штуцера на расширительном бачке - 19-20 мм. Тащить такой шланг под капотом сложно, да и не имеет смысла - диаметр штуцера, вставленного в патрубок радиатора 1/4" = 6,35 мм. Поэтому от патрубка радиатора до кабины проложил тонкий шланг (внутренний диаметр 10 мм), а на кабине состыковал с толстым шлангом (внутренний диаметр 19 мм). Конструкция получилась достаточно гибкой, чтобы отрабатывать все изгибы рамы при езде по неровностям.

Вложения:
Комментарий к файлу: Нижний патрубок радиатора с тройником. Штуцер еще не вкручен.
05.jpg
05.jpg [ 90.71 KiB | Просмотров: 6249 ]
Комментарий к файлу: Прокладка шланга от радиатора до кабины.
06.jpg
06.jpg [ 183.9 KiB | Просмотров: 6249 ]
Комментарий к файлу: Соединение бачка с толстым шлангом
07.jpg
07.jpg [ 147.12 KiB | Просмотров: 6249 ]

Автор:  zheka73 [ 09 сен 2014, 17:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Установка расширительного бачка

Наконец-то :!: Спасибо за фото и описание... А с горловиной радиатора что?

Автор:  Аркадий [ 09 сен 2014, 17:47 ]
Заголовок сообщения:  Re: Установка расширительного бачка

3. Подключение бачка к верхней точке системы охлаждения.
Для отвода из системы охлаждения воздуха и паров, верхняя точка радиатора должна быть соединена с верхней точкой расширительного бачка (тонкий патрубок).
Чтобы не снимать и не паять радиатор, в заливной горловине просверлил отверстие d=10,7 мм и нарезал резьбу К1/4". В отверстие вкрутил штуцер. С внутренней стороны закрепил его контргайкой. Выбрал резьбу К1/4" по двум причинам - а) в ЗиЛ все трубки либо К1/4" либо К3/8". б) коническая трубная резьба хорошо уплотняется.
Под штатную пробку радиатора подложил прокладку толщиной 8 мм из мягкой пористой резины.
На штуцер одел шланг с внутренним диаметром 6 мм. Шланг проложил по креплению радиатора. Закрепил хомутами.

Вложения:
Комментарий к файлу: Штуцер в горловине
09.jpg
09.jpg [ 110.13 KiB | Просмотров: 6245 ]
Комментарий к файлу: Штуцер в горловине
10.jpg
10.jpg [ 95.48 KiB | Просмотров: 6245 ]
Комментарий к файлу: Крепление шланга
11.jpg
11.jpg [ 151.26 KiB | Просмотров: 6245 ]

Автор:  Аркадий [ 09 сен 2014, 18:02 ]
Заголовок сообщения:  Re: Установка расширительного бачка

4. Подключение датчика уровня.

В бачке есть датчик уровня. Грех не задействовать. В моем ЗиЛе есть датчик предельной температуры ОЖ и на панели приборов для него есть лампочка. Чтобы не портить панель приборов, решил, что эта контрольная лампочка будет выполнять две функции - индикация предельной температуры или (и) индикация низкого уровня ОЖ.
На датчике уровня две клеммы. Одну подключил на массу, другую - на лампочку (можно было бы и под капотом вскрыть жгут и подключиться к проводу от датчика температуры, но мне показалось правильнее кинуть провод на щиток).

ВАЗовскую пробку бачка закрутил на 1/2 оборота - только, чтобы не сваливалась. ВАЗовское давление в системе охлаждения возможно больше ЗиЛовскго, да и клапана в этих пробках частенько заклинивает и бачки взрываются. Поэтому давление в моей системе охлаждения почти атмосферное.

Данная конструкция была опробована на воде при поездке в тайгу. Общий пробег - чуть больше 400 км, из них 70 по направлению. На последней фотографии уровень на следующий день после поездки.

Вложения:
Комментарий к файлу: Датчик предельной температуры.
12.jpg
12.jpg [ 147.34 KiB | Просмотров: 6245 ]
Комментарий к файлу: Уровень воды после поездки. Температура около 10 градусов.
13.jpg
13.jpg [ 180.6 KiB | Просмотров: 6245 ]

Автор:  zheka73 [ 09 сен 2014, 18:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: Установка расширительного бачка

Аркадий, спасибо ещё раз. Преккрасное и технологичное решение, считаю (без всяких паек и остального неуместного ремесленничества). Вопрос, для меня по крайней мере, актуальный. Скопирую, с твоего разрешения, в полном объёме. С уважением...

Автор:  Grunbau [ 11 сен 2014, 22:07 ]
Заголовок сообщения:  Re: Установка расширительного бачка

Огород нагородили...Много лет ездию на тосоле(причем зимой...) бачек расширительный не нужен. Делаю так..заливаю по пробку,дальше нагреваю мотор до 90,лишний тосол сливаю через краник в канистру шлангом. И все.

Автор:  Andrey [ 11 сен 2014, 22:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: Установка расширительного бачка

Grunbau писал(а):
Огород нагородили...Много лет ездию на тосоле(причем зимой...) бачек расширительный не нужен. Делаю так..заливаю по пробку,дальше нагреваю мотор до 90,лишний тосол сливаю через краник в канистру шлангом. И все.

резонно,
в книжке писано 22 литра воды против 20 литров антифриза.
хотя само по себе мне понравилось сделанное решение с расширительным бачком.

Автор:  zheka73 [ 11 сен 2014, 22:52 ]
Заголовок сообщения:  Re: Установка расширительного бачка

Grunbau писал(а):
Огород нагородили...Много лет ездию на тосоле(причем зимой...) бачек расширительный не нужен. Делаю так..заливаю по пробку,дальше нагреваю мотор до 90,лишний тосол сливаю через краник в канистру шлангом. И все.

И я так же езжу, и думаю многие... Только на доливку всё-равно тосол уходит, хотя и не подтекает ни где. Через пароотводную или ещё куда, не знаю. Нормально, в тему расширительный на 157. Более того можно и антифризу G11 или 12 заправить тогда. Потому что тосол такое дерьмо, всё поразъедает к ебеням всё в итоге. Антифриз половчее в этом плане и не жалко разово купить и залить... Гляньте на фотке у Аркадия цвет тосола в бачке. А это, походу, прокатился человек пару раз, только сделал. Я когда по весне на воду переходил обратно, так смотреть страшно, что вытекает с кранов,- а у меня новый мотор, не засратая ещё сост охл...

Автор:  Свеаборг [ 13 сен 2014, 12:36 ]
Заголовок сообщения:  Re: Установка расширительного бачка

Аркадий, а идёт ли струйка охлаждающей жидкости из верхнего отверстия в бачке на прогретом двигателе? В штатных системах с "прокачным" расширительным бачком она идёт постоянно.

Страница 1 из 7 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/