Кардинальные изменения в элекрооборудовании.
Модератор: MAVr-diesel
- ЗилОк157
- Сообщения: 753
- Зарегистрирован: 10 авг 2012, 20:23
- Автомобиль: Зил 157КГ
- Имя: Сергей
- Откуда: Херсон, Хорлы, Челябинск
Кардинальные изменения в элекрооборудовании.
Решил озвучить такую тему, как модернизация электрооборудования нашего автомобиля.
Опыт, который я получил за последние несколько лет, не всем может подойти, но тем не менее.
И так, не много предыстории. Я кочую с пчёлами и подолгу нахожусь в разъездах. Схема передвижений довольно обычная: ночью переезд к месту стоянки, затем, в зависимости от условий, неделя или две - стоянка. Естественно, что нагрузка на аккумулятор и во время движения, и во время стоянки довольно большая. Стандартной ёмкости на всё-про-всё катастрофически не хватало. И когда аккумулятор умер, то решил взять бо́льшей ёмкости, какой позволяла финансовая ситуация на тот момент. Ситуация стала лучше, но не значительно. И тут, его величество случай, который подвернулся как нельзя кстати - у нас открылся новый магазин и я познакомился с очень хорошим человеком, который озабочен энергонезависимостью и у которого были солнечные фотопанели, одну из которых он использовал в магазине, а вторая была без дела. Безхозную он мне дал во временное пользование. И этот факт изменил моё отношение к концепции энергообеспечения моего автомобиля. В тот сезон та панель очень выручила в очень критической ситуации и на следующий сезон я стал готовиться основательно.
Стал изучать тему и обнаружил, что народ давно уже всё использует. Нужно только всё правильно прикинуть и нужное приобрести. Много полезного почерпнул из пчеловодного форума, там старожили давно обустроили свои пчелопавильоны и с каждым годом аппетиты там только растут - холодильники, кондиционеры, спутниковое телевидение и прочие блага, не считая бытовых вещей, типа, микроволновок, электрочайников, комбайнов, духовок и прочего. Но в моём случае мне нужно было обеспечить автомобиль в первую очередь, а павильон - это второстепенная задача..
Опущу все промежуточные решения, для экономии времени, скажу, что в итоге получилось.
Опыт показал, что всё оборудование должно быть с запасом по мощности, т.к. человек существо по природе своей жадное и минимумом не обходится, но в моём случае это две панели 800 Вт на крыше КУНГа, контролер МРРТ на 20 А и два инвертора, один на 300 Вт с чистой синусоидой и второй на 3 кВт с апроксиальной, для мощных потребителей: электроплитка, шуруповёрт, дрель, лобзик, болгарка и прочего.
Этот вариант в минимальном виде может быть полезен каждому, у кого есть куда поставить солнечную панель, для аккумулятора наступает райское время, он круглогодично в тонусе и срок службы его значительно увеличивается. Но главное, что он будет бодро крутить стартер в любой момент. А днём всегда наберёт своё, даже если разрядится от частых пусков.
Это то, что было добавлено глобально.
Теперь о последних мелочах - поменял все лампочки на светодиодные, кроме поворотов. Жизнь сразу заиграла другими красками в прямом и переносном смысле. Амперметр теперь не дёргается как паралитик при включении габаритов, а только слегка отклоняется приблизительно на 1,5 А и при включении фар доходит приблизительно до 2 А. Учитывая тот факт, что у меня тройной комплект светотехники (двойной на машине: родные фонари плюс фонари на кузове он ГАЗ-53 и фонари на прицепе), это шикарный результат. Так что очень настоятельно рекомендую!
Отдельно хочу сказать про фары. Не стал тулить в них дорогущие лампы с радиаторами и вентиляторами просто потому, что они туда не влезут, да и с фишками пришлось бы возиться, так что поступил странно, как для меня, просто вклеил во внутрь мотоциклетные светодиодные фары. Получилось весьма неожиданно, когда включил габариты ночью. Может быть сниму маленький ролик и выложу...
Ну, вот как-то так...
Опыт, который я получил за последние несколько лет, не всем может подойти, но тем не менее.
И так, не много предыстории. Я кочую с пчёлами и подолгу нахожусь в разъездах. Схема передвижений довольно обычная: ночью переезд к месту стоянки, затем, в зависимости от условий, неделя или две - стоянка. Естественно, что нагрузка на аккумулятор и во время движения, и во время стоянки довольно большая. Стандартной ёмкости на всё-про-всё катастрофически не хватало. И когда аккумулятор умер, то решил взять бо́льшей ёмкости, какой позволяла финансовая ситуация на тот момент. Ситуация стала лучше, но не значительно. И тут, его величество случай, который подвернулся как нельзя кстати - у нас открылся новый магазин и я познакомился с очень хорошим человеком, который озабочен энергонезависимостью и у которого были солнечные фотопанели, одну из которых он использовал в магазине, а вторая была без дела. Безхозную он мне дал во временное пользование. И этот факт изменил моё отношение к концепции энергообеспечения моего автомобиля. В тот сезон та панель очень выручила в очень критической ситуации и на следующий сезон я стал готовиться основательно.
Стал изучать тему и обнаружил, что народ давно уже всё использует. Нужно только всё правильно прикинуть и нужное приобрести. Много полезного почерпнул из пчеловодного форума, там старожили давно обустроили свои пчелопавильоны и с каждым годом аппетиты там только растут - холодильники, кондиционеры, спутниковое телевидение и прочие блага, не считая бытовых вещей, типа, микроволновок, электрочайников, комбайнов, духовок и прочего. Но в моём случае мне нужно было обеспечить автомобиль в первую очередь, а павильон - это второстепенная задача..
Опущу все промежуточные решения, для экономии времени, скажу, что в итоге получилось.
Опыт показал, что всё оборудование должно быть с запасом по мощности, т.к. человек существо по природе своей жадное и минимумом не обходится, но в моём случае это две панели 800 Вт на крыше КУНГа, контролер МРРТ на 20 А и два инвертора, один на 300 Вт с чистой синусоидой и второй на 3 кВт с апроксиальной, для мощных потребителей: электроплитка, шуруповёрт, дрель, лобзик, болгарка и прочего.
Этот вариант в минимальном виде может быть полезен каждому, у кого есть куда поставить солнечную панель, для аккумулятора наступает райское время, он круглогодично в тонусе и срок службы его значительно увеличивается. Но главное, что он будет бодро крутить стартер в любой момент. А днём всегда наберёт своё, даже если разрядится от частых пусков.
Это то, что было добавлено глобально.
Теперь о последних мелочах - поменял все лампочки на светодиодные, кроме поворотов. Жизнь сразу заиграла другими красками в прямом и переносном смысле. Амперметр теперь не дёргается как паралитик при включении габаритов, а только слегка отклоняется приблизительно на 1,5 А и при включении фар доходит приблизительно до 2 А. Учитывая тот факт, что у меня тройной комплект светотехники (двойной на машине: родные фонари плюс фонари на кузове он ГАЗ-53 и фонари на прицепе), это шикарный результат. Так что очень настоятельно рекомендую!
Отдельно хочу сказать про фары. Не стал тулить в них дорогущие лампы с радиаторами и вентиляторами просто потому, что они туда не влезут, да и с фишками пришлось бы возиться, так что поступил странно, как для меня, просто вклеил во внутрь мотоциклетные светодиодные фары. Получилось весьма неожиданно, когда включил габариты ночью. Может быть сниму маленький ролик и выложу...
Ну, вот как-то так...
ЗиЛ-157КГ борт, М-21403, (М-214123) - уже нету... , Mitsubishi Space Wagon-II 4WD
Сергей
Сергей
-
- Сообщения: 65
- Зарегистрирован: 16 июн 2020, 19:14
- Автомобиль: ЗиЛ 157
- Имя: Константин
- Откуда: Бородино Красноярский край
Re: Кардинальные изменения в элекрооборудовании.
ЗилОк157 это изменения,но не кардинальные.Хотя и это вообщем то не плохо.Вот,что касается меня и моего Зила,так я точно произведу изменения.Хотел об этом позже написать.Уже прибрел необходимые детали,вот только со временем туго.Суть изменения такова:-вся штатная проводка сделана так себе,на скорую руку.Две тепловухи и еще что то убогое.Вот.Включение фар,например,идет напрямую через тумблер.Он искрит,греется,нет контакта и все остальное.И так все эл.приборы-все напрямую.
Моя цель-все изменить,сделать по нормальному,через блок плавких предохранителей и силовых реле.Как в современных авто.И еще сделать аварийку.На всякий случай,для авто дорог.Схема эл.проводки в Зилу не сложная,хочу сделать все сам.
На счет солнечных панелей-это очень хорошо!Как говорится-не было бы счастья,да несчастье помогло.Мы с семьей нынче летом ездили на отдых и там знакомые пользовались данным девайсом.И мы,когда вернулись домой,тоже приобрели данное диво.Но еще пока не испытали.Только вот аккумулятор к солнечной панели нужен гелевый.Он выносливее и циклов разряд-заряд больше и процент степени разряда меньше.
Вот.Тоже как то так.
Моя цель-все изменить,сделать по нормальному,через блок плавких предохранителей и силовых реле.Как в современных авто.И еще сделать аварийку.На всякий случай,для авто дорог.Схема эл.проводки в Зилу не сложная,хочу сделать все сам.
На счет солнечных панелей-это очень хорошо!Как говорится-не было бы счастья,да несчастье помогло.Мы с семьей нынче летом ездили на отдых и там знакомые пользовались данным девайсом.И мы,когда вернулись домой,тоже приобрели данное диво.Но еще пока не испытали.Только вот аккумулятор к солнечной панели нужен гелевый.Он выносливее и циклов разряд-заряд больше и процент степени разряда меньше.
Вот.Тоже как то так.
Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.
Д.Писарев
Д.Писарев
- ЗилОк157
- Сообщения: 753
- Зарегистрирован: 10 авг 2012, 20:23
- Автомобиль: Зил 157КГ
- Имя: Сергей
- Откуда: Херсон, Хорлы, Челябинск
Re: Кардинальные изменения в элекрооборудовании.
Константин, релюшки на ближний и дальний я давно поставил, когда гитару от КАМАЗа на рулевую колонку примудрил, писал об этом лет пять назад. Но с нынешними фарами надобности в них нет, ток до неприличия мал. Однако стоят, кушать не просят, ну и пусть стоят...
Касательно гелевых аккумуляторов, то с ними есть сложности в плане напряжения заряда, да и цена не совсем адекватна, как на мой взгляд. Если всё правильно рассчитать и приобрести хороший контролер под максимальную нагрузку, то аккумулятор при свете дня практически не нагружается. А при достаточной его ёмкости и разряды для него будут мало ощутимы. Таково моё скромное мнение...
Касательно гелевых аккумуляторов, то с ними есть сложности в плане напряжения заряда, да и цена не совсем адекватна, как на мой взгляд. Если всё правильно рассчитать и приобрести хороший контролер под максимальную нагрузку, то аккумулятор при свете дня практически не нагружается. А при достаточной его ёмкости и разряды для него будут мало ощутимы. Таково моё скромное мнение...
ЗиЛ-157КГ борт, М-21403, (М-214123) - уже нету... , Mitsubishi Space Wagon-II 4WD
Сергей
Сергей
-
- Сообщения: 65
- Зарегистрирован: 16 июн 2020, 19:14
- Автомобиль: ЗиЛ 157
- Имя: Константин
- Откуда: Бородино Красноярский край
Re: Кардинальные изменения в элекрооборудовании.
Сергей,дело в том,что кислотный аккум.по сравнению с гелевым,не любит продолжительную работу.Когда у него падает напряжение менее 10В-в дальнейшем он начинает быстро умирать.Поэтому он дешевле гелевого.Дешевле купить один гелевый,чем два кислотных.Гелевый специально сделали для бесперебойников,а кислотный только для стартера.
Это не только мое мнение.
А с блоком предохранителей и реле,схема проводки будет надежнее и как то спокойнее.
Это не только мое мнение.
А с блоком предохранителей и реле,схема проводки будет надежнее и как то спокойнее.
Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.
Д.Писарев
Д.Писарев
- ЗилОк157
- Сообщения: 753
- Зарегистрирован: 10 авг 2012, 20:23
- Автомобиль: Зил 157КГ
- Имя: Сергей
- Откуда: Херсон, Хорлы, Челябинск
Re: Кардинальные изменения в элекрооборудовании.
Так в том вся и суть, что используется стартерный аккумулятор для всех нужд, но в первую очередь именно для запуска двигателя.
Естественно, разряжать его не нужно до совсем неприличных цифр, иначе зачем тогда городить весь этот огород?!. У меня по факту ещё не опускалось напряжение под нагрузкой ниже 12,1 V. Считаю это вполне допустимым рабочим состоянием для свинцово-кислотного аккумулятора, не ухудшающего его характеристики. И как раз учитывая все нюансы, логика подсказывает, что разумнее повысить общую ёмкость батареи, сохранив все первоначальные задачи, но расширив их до нужных по потребности.
Естественно, разряжать его не нужно до совсем неприличных цифр, иначе зачем тогда городить весь этот огород?!. У меня по факту ещё не опускалось напряжение под нагрузкой ниже 12,1 V. Считаю это вполне допустимым рабочим состоянием для свинцово-кислотного аккумулятора, не ухудшающего его характеристики. И как раз учитывая все нюансы, логика подсказывает, что разумнее повысить общую ёмкость батареи, сохранив все первоначальные задачи, но расширив их до нужных по потребности.
ЗиЛ-157КГ борт, М-21403, (М-214123) - уже нету... , Mitsubishi Space Wagon-II 4WD
Сергей
Сергей
-
- Сообщения: 721
- Зарегистрирован: 22 июл 2013, 16:24
- Автомобиль: ЗИЛ 157 КДЕ
- Имя: Аркадий
- Откуда: Красноярск
Re: Кардинальные изменения в элекрооборудовании.
1. Речь идет об автономной системе электроснабжения кунга (автодома). Режим работы аккумуляторов в такой системе несколько отличается и стартерные аккумуляторы в таком режиме живут недолго. Поэтому лучше разделить АКБ для авто отдельно, АКБ для кунга отдельно. Чтобы заряжать АКБ кунга от двигателя можно взять выход с обмоток генератора до диодного моста и вывести на дополнительный диодный мост и далее постоянный ток на питание кунга.
2. Есть разные типы аккумуляторов для подобных систем электроcнабжения:
а) кислотные: тяговые, гелевые, панцирные. Цена за 1Ачас в 1,5-2 раза выше чем стартерного, гелевые еще дороже. Основное отличие - эти АКБ допускают больший уровень разряда, чем стартерные.
Есть успешный опыт использования стартерных, но только нужно не допускать разряд ниже 11.3-11.5 В и АКБ должен быть не Ca/Ca, а на основе сплава свинца с сурьмой. В последнее время эта технология сохранилась только в больших АКБ (190Ачас).
Емкость свинцового АКБ вещь условная. Заявленная емкость - это отданное количество Ампер-часов до полного разряда при 20-часовом разряде и при "правильной" температуре. При увеличении скорости разряда количество Ампер-часов уменьшается. "Правильный" заряд - 10 часов. При увеличении скорости заряда ресурс падает.
Количество циклов разряда 300–1000 сильно зависит от глубины разряда.
б) Литий-железофосфатные (LiFePO4) аккумуляторы - напряжение одной ячейки от 2,5 В (полный разряд) до 3,65 В. 4 ячейки дают эквивалент свинцового АКБ.
Емкость почти не зависит от тока разряда. Скорость заряда - 1 час (есть модели более быстрые). Важное свойство для использования солнечных батарей. Сложно обеспечить полноценный 10-ти часовой поток солнца.
Количество циклов от 1500 и до 7000. На Алиэкспрессе как правило реальные параметры в несколько раз хуже заявленным.
Масса в несколько раз меньше, цена в разы больше. Цена падает.
в) на основе титаната лития. Сейчас это очень дорого и для дома на колесах пока не актуально.
Можно использовать не только гелевый, главное обеспечить правильный режим.
Современные инверторы имеют встроенную защиту от пониженного напряжения для защиты АКБ от глубоких разрядов. В некоторых устройствах уровень напряжения настраивается. В LiFePO4 батарее должен стоять балансировщик, одна из функций - отключение батареи при 2.5В на ячейку.
- Вложения
-
- Количество циклов.gif (10.55 КБ) 5822 просмотра
План, что и говорить, был превосходный: простой и ясный, лучше не придумать. Недостаток у него был только один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение.
---
Льюис Кэрролл, "Алиса в стране чудес"
---
Льюис Кэрролл, "Алиса в стране чудес"
-
- Сообщения: 721
- Зарегистрирован: 22 июл 2013, 16:24
- Автомобиль: ЗИЛ 157 КДЕ
- Имя: Аркадий
- Откуда: Красноярск
Re: Кардинальные изменения в элекрооборудовании.
И то и другое свинцово-кислотный аккумулятор.Константин67 писал(а): ↑16 сен 2021, 18:13Гелевый специально сделали для бесперебойников,а кислотный только для стартера.
В гелевом электролит не жидкий, желеобразный. Гелевый АКБ на токи для запуска двигателя будет стоить как половина ЗИЛ-157.
План, что и говорить, был превосходный: простой и ясный, лучше не придумать. Недостаток у него был только один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение.
---
Льюис Кэрролл, "Алиса в стране чудес"
---
Льюис Кэрролл, "Алиса в стране чудес"
-
- Сообщения: 721
- Зарегистрирован: 22 июл 2013, 16:24
- Автомобиль: ЗИЛ 157 КДЕ
- Имя: Аркадий
- Откуда: Красноярск
Re: Кардинальные изменения в элекрооборудовании.
В момент заводки двигателя в электросети происходят существенные перетоки энергии. Не все оборудование в кунге может спокойно пережить. В темах про воздушные автономные обогреватели народ писал, что при запуске двигателя вышибает плату управления. Контроллер солнечной батареи, инверторы то же могут пострадать.
Лучше разделять сеть автомобиля от сети кунга. С одной стороны это гарантирует, что автомобиль заведется, с другой стороны оборудование кунга не пострадает.
План, что и говорить, был превосходный: простой и ясный, лучше не придумать. Недостаток у него был только один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение.
---
Льюис Кэрролл, "Алиса в стране чудес"
---
Льюис Кэрролл, "Алиса в стране чудес"
-
- Сообщения: 65
- Зарегистрирован: 16 июн 2020, 19:14
- Автомобиль: ЗиЛ 157
- Имя: Константин
- Откуда: Бородино Красноярский край
Re: Кардинальные изменения в элекрооборудовании.
Аркадий,в том то вся разница гелевого от кислотного.Гелевый более живучий.Я на работе наблюдал,как гелевый разряжался до откл.его бесперебойником.Потом снова заряжался и опять разряжался до отключения(проблемы с электричеством).И так было много раз.И t воздуха падала нижн 0.И ничего-живой до сих пор.Поэтому и стоимость выше кислотного.
Знакомый нынче весной купил комплект солнечного оборудования с кислотным акб на 190А.Через 1.5 месяца эксплуатации в щадящем режиме,акб стал помирать.
После этих наблюдений,я для себя сделал вывод-солнечная панель только с гелием.
Знакомый нынче весной купил комплект солнечного оборудования с кислотным акб на 190А.Через 1.5 месяца эксплуатации в щадящем режиме,акб стал помирать.
После этих наблюдений,я для себя сделал вывод-солнечная панель только с гелием.
Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.
Д.Писарев
Д.Писарев
-
- Сообщения: 721
- Зарегистрирован: 22 июл 2013, 16:24
- Автомобиль: ЗИЛ 157 КДЕ
- Имя: Аркадий
- Откуда: Красноярск
Re: Кардинальные изменения в элекрооборудовании.
Результат неправильно спроектированной и настроенной системы. В системах электропитания сотовых вышек в тайге Тюмень 190Ачасов меняют через 5 лет. Народ списанные берет на дачу и еще эксплуатирует несколько лет.Константин67 писал(а): ↑27 сен 2021, 05:52Через 1.5 месяца эксплуатации в щадящем режиме,акб стал помирать.
Я не призываю использовать только какой-то определенный тип АКБ.Все зависит от кошелька. Но система должна работать в правильном режиме. Тогда срок эксплуатации будет несколько лет.
Для стартерных АКБ - это 4-5 лет, для типов АКБ специализированных под системы электроснабжения - порядка 10 лет и более.
План, что и говорить, был превосходный: простой и ясный, лучше не придумать. Недостаток у него был только один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение.
---
Льюис Кэрролл, "Алиса в стране чудес"
---
Льюис Кэрролл, "Алиса в стране чудес"