Кардинальные изменения в элекрооборудовании.

Обсуждение электрооборудования и приборов.

Модератор: MAVr-diesel

Аватара пользователя
ЗилОк157
Сообщения: 753
Зарегистрирован: 10 авг 2012, 20:23
Автомобиль: Зил 157КГ
Имя: Сергей
Откуда: Херсон, Хорлы, Челябинск

Кардинальные изменения в элекрооборудовании.

Сообщение ЗилОк157 »

Решил озвучить такую тему, как модернизация электрооборудования нашего автомобиля.
Опыт, который я получил за последние несколько лет, не всем может подойти, но тем не менее.
И так, не много предыстории. Я кочую с пчёлами и подолгу нахожусь в разъездах. Схема передвижений довольно обычная: ночью переезд к месту стоянки, затем, в зависимости от условий, неделя или две - стоянка. Естественно, что нагрузка на аккумулятор и во время движения, и во время стоянки довольно большая. Стандартной ёмкости на всё-про-всё катастрофически не хватало. И когда аккумулятор умер, то решил взять бо́льшей ёмкости, какой позволяла финансовая ситуация на тот момент. Ситуация стала лучше, но не значительно. И тут, его величество случай, который подвернулся как нельзя кстати - у нас открылся новый магазин и я познакомился с очень хорошим человеком, который озабочен энергонезависимостью и у которого были солнечные фотопанели, одну из которых он использовал в магазине, а вторая была без дела. Безхозную он мне дал во временное пользование. И этот факт изменил моё отношение к концепции энергообеспечения моего автомобиля. В тот сезон та панель очень выручила в очень критической ситуации и на следующий сезон я стал готовиться основательно.
Стал изучать тему и обнаружил, что народ давно уже всё использует. Нужно только всё правильно прикинуть и нужное приобрести. Много полезного почерпнул из пчеловодного форума, там старожили давно обустроили свои пчелопавильоны и с каждым годом аппетиты там только растут - холодильники, кондиционеры, спутниковое телевидение и прочие блага, не считая бытовых вещей, типа, микроволновок, электрочайников, комбайнов, духовок и прочего. Но в моём случае мне нужно было обеспечить автомобиль в первую очередь, а павильон - это второстепенная задача..
Опущу все промежуточные решения, для экономии времени, скажу, что в итоге получилось.
Опыт показал, что всё оборудование должно быть с запасом по мощности, т.к. человек существо по природе своей жадное и минимумом не обходится, но в моём случае это две панели 800 Вт на крыше КУНГа, контролер МРРТ на 20 А и два инвертора, один на 300 Вт с чистой синусоидой и второй на 3 кВт с апроксиальной, для мощных потребителей: электроплитка, шуруповёрт, дрель, лобзик, болгарка и прочего.
Этот вариант в минимальном виде может быть полезен каждому, у кого есть куда поставить солнечную панель, для аккумулятора наступает райское время, он круглогодично в тонусе и срок службы его значительно увеличивается. Но главное, что он будет бодро крутить стартер в любой момент. А днём всегда наберёт своё, даже если разрядится от частых пусков.
Это то, что было добавлено глобально.
Теперь о последних мелочах - поменял все лампочки на светодиодные, кроме поворотов. Жизнь сразу заиграла другими красками в прямом и переносном смысле. Амперметр теперь не дёргается как паралитик при включении габаритов, а только слегка отклоняется приблизительно на 1,5 А и при включении фар доходит приблизительно до 2 А. Учитывая тот факт, что у меня тройной комплект светотехники (двойной на машине: родные фонари плюс фонари на кузове он ГАЗ-53 и фонари на прицепе), это шикарный результат. Так что очень настоятельно рекомендую! 8-)

Отдельно хочу сказать про фары. Не стал тулить в них дорогущие лампы с радиаторами и вентиляторами просто потому, что они туда не влезут, да и с фишками пришлось бы возиться, так что поступил странно, как для меня, просто вклеил во внутрь мотоциклетные светодиодные фары. Получилось весьма неожиданно, когда включил габариты ночью. Может быть сниму маленький ролик и выложу...

Ну, вот как-то так... 8-)
ЗиЛ-157КГ борт, М-21403, (М-214123) - уже нету... :( , Mitsubishi Space Wagon-II 4WD
Сергей

Константин67
Сообщения: 59
Зарегистрирован: 16 июн 2020, 19:14
Автомобиль: ЗиЛ 157
Имя: Константин
Откуда: Бородино Красноярский край

Re: Кардинальные изменения в элекрооборудовании.

Сообщение Константин67 »

ЗилОк157 это изменения,но не кардинальные.Хотя и это вообщем то не плохо.Вот,что касается меня и моего Зила,так я точно произведу изменения.Хотел об этом позже написать.Уже прибрел необходимые детали,вот только со временем туго.Суть изменения такова:-вся штатная проводка сделана так себе,на скорую руку.Две тепловухи и еще что то убогое.Вот.Включение фар,например,идет напрямую через тумблер.Он искрит,греется,нет контакта и все остальное.И так все эл.приборы-все напрямую.
Моя цель-все изменить,сделать по нормальному,через блок плавких предохранителей и силовых реле.Как в современных авто.И еще сделать аварийку.На всякий случай,для авто дорог.Схема эл.проводки в Зилу не сложная,хочу сделать все сам.
На счет солнечных панелей-это очень хорошо!Как говорится-не было бы счастья,да несчастье помогло.Мы с семьей нынче летом ездили на отдых и там знакомые пользовались данным девайсом.И мы,когда вернулись домой,тоже приобрели данное диво.Но еще пока не испытали.Только вот аккумулятор к солнечной панели нужен гелевый.Он выносливее и циклов разряд-заряд больше и процент степени разряда меньше.
Вот.Тоже как то так.
Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.
Д.Писарев

Аватара пользователя
ЗилОк157
Сообщения: 753
Зарегистрирован: 10 авг 2012, 20:23
Автомобиль: Зил 157КГ
Имя: Сергей
Откуда: Херсон, Хорлы, Челябинск

Re: Кардинальные изменения в элекрооборудовании.

Сообщение ЗилОк157 »

Константин, релюшки на ближний и дальний я давно поставил, когда гитару от КАМАЗа на рулевую колонку примудрил, писал об этом лет пять назад. Но с нынешними фарами надобности в них нет, ток до неприличия мал. Однако стоят, кушать не просят, ну и пусть стоят... :)
Касательно гелевых аккумуляторов, то с ними есть сложности в плане напряжения заряда, да и цена не совсем адекватна, как на мой взгляд. Если всё правильно рассчитать и приобрести хороший контролер под максимальную нагрузку, то аккумулятор при свете дня практически не нагружается. А при достаточной его ёмкости и разряды для него будут мало ощутимы. Таково моё скромное мнение... :oops:
ЗиЛ-157КГ борт, М-21403, (М-214123) - уже нету... :( , Mitsubishi Space Wagon-II 4WD
Сергей

Константин67
Сообщения: 59
Зарегистрирован: 16 июн 2020, 19:14
Автомобиль: ЗиЛ 157
Имя: Константин
Откуда: Бородино Красноярский край

Re: Кардинальные изменения в элекрооборудовании.

Сообщение Константин67 »

Сергей,дело в том,что кислотный аккум.по сравнению с гелевым,не любит продолжительную работу.Когда у него падает напряжение менее 10В-в дальнейшем он начинает быстро умирать.Поэтому он дешевле гелевого.Дешевле купить один гелевый,чем два кислотных.Гелевый специально сделали для бесперебойников,а кислотный только для стартера.
Это не только мое мнение.
А с блоком предохранителей и реле,схема проводки будет надежнее и как то спокойнее.
Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.
Д.Писарев

Аватара пользователя
ЗилОк157
Сообщения: 753
Зарегистрирован: 10 авг 2012, 20:23
Автомобиль: Зил 157КГ
Имя: Сергей
Откуда: Херсон, Хорлы, Челябинск

Re: Кардинальные изменения в элекрооборудовании.

Сообщение ЗилОк157 »

Так в том вся и суть, что используется стартерный аккумулятор для всех нужд, но в первую очередь именно для запуска двигателя.
Естественно, разряжать его не нужно до совсем неприличных цифр, иначе зачем тогда городить весь этот огород?!. У меня по факту ещё не опускалось напряжение под нагрузкой ниже 12,1 V. Считаю это вполне допустимым рабочим состоянием для свинцово-кислотного аккумулятора, не ухудшающего его характеристики. И как раз учитывая все нюансы, логика подсказывает, что разумнее повысить общую ёмкость батареи, сохранив все первоначальные задачи, но расширив их до нужных по потребности.
ЗиЛ-157КГ борт, М-21403, (М-214123) - уже нету... :( , Mitsubishi Space Wagon-II 4WD
Сергей

Аркадий
Сообщения: 721
Зарегистрирован: 22 июл 2013, 16:24
Автомобиль: ЗИЛ 157 КДЕ
Имя: Аркадий
Откуда: Красноярск

Re: Кардинальные изменения в элекрооборудовании.

Сообщение Аркадий »

Константин67 писал(а):
15 сен 2021, 10:37
Только вот аккумулятор к солнечной панели нужен гелевый
1. Речь идет об автономной системе электроснабжения кунга (автодома). Режим работы аккумуляторов в такой системе несколько отличается и стартерные аккумуляторы в таком режиме живут недолго. Поэтому лучше разделить АКБ для авто отдельно, АКБ для кунга отдельно. Чтобы заряжать АКБ кунга от двигателя можно взять выход с обмоток генератора до диодного моста и вывести на дополнительный диодный мост и далее постоянный ток на питание кунга.
2. Есть разные типы аккумуляторов для подобных систем электроcнабжения:
а) кислотные: тяговые, гелевые, панцирные. Цена за 1Ачас в 1,5-2 раза выше чем стартерного, гелевые еще дороже. Основное отличие - эти АКБ допускают больший уровень разряда, чем стартерные.
Есть успешный опыт использования стартерных, но только нужно не допускать разряд ниже 11.3-11.5 В и АКБ должен быть не Ca/Ca, а на основе сплава свинца с сурьмой. В последнее время эта технология сохранилась только в больших АКБ (190Ачас).
Емкость свинцового АКБ вещь условная. Заявленная емкость - это отданное количество Ампер-часов до полного разряда при 20-часовом разряде и при "правильной" температуре. При увеличении скорости разряда количество Ампер-часов уменьшается. "Правильный" заряд - 10 часов. При увеличении скорости заряда ресурс падает.
Количество циклов разряда 300–1000 сильно зависит от глубины разряда.
б) Литий-железофосфатные (LiFePO4) аккумуляторы - напряжение одной ячейки от 2,5 В (полный разряд) до 3,65 В. 4 ячейки дают эквивалент свинцового АКБ.
Емкость почти не зависит от тока разряда. Скорость заряда - 1 час (есть модели более быстрые). Важное свойство для использования солнечных батарей. Сложно обеспечить полноценный 10-ти часовой поток солнца.
Количество циклов от 1500 и до 7000. На Алиэкспрессе как правило реальные параметры в несколько раз хуже заявленным.
Масса в несколько раз меньше, цена в разы больше. Цена падает.
в) на основе титаната лития. Сейчас это очень дорого и для дома на колесах пока не актуально.

Можно использовать не только гелевый, главное обеспечить правильный режим.

Современные инверторы имеют встроенную защиту от пониженного напряжения для защиты АКБ от глубоких разрядов. В некоторых устройствах уровень напряжения настраивается. В LiFePO4 батарее должен стоять балансировщик, одна из функций - отключение батареи при 2.5В на ячейку.
Вложения
Количество циклов.gif
Количество циклов.gif (10.55 КБ) 5635 просмотров
План, что и говорить, был превосходный: простой и ясный, лучше не придумать. Недостаток у него был только один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение.
---
Льюис Кэрролл, "Алиса в стране чудес"

Аркадий
Сообщения: 721
Зарегистрирован: 22 июл 2013, 16:24
Автомобиль: ЗИЛ 157 КДЕ
Имя: Аркадий
Откуда: Красноярск

Re: Кардинальные изменения в элекрооборудовании.

Сообщение Аркадий »

Константин67 писал(а):
16 сен 2021, 18:13
Гелевый специально сделали для бесперебойников,а кислотный только для стартера.
И то и другое свинцово-кислотный аккумулятор.
В гелевом электролит не жидкий, желеобразный. Гелевый АКБ на токи для запуска двигателя будет стоить как половина ЗИЛ-157.
План, что и говорить, был превосходный: простой и ясный, лучше не придумать. Недостаток у него был только один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение.
---
Льюис Кэрролл, "Алиса в стране чудес"

Аркадий
Сообщения: 721
Зарегистрирован: 22 июл 2013, 16:24
Автомобиль: ЗИЛ 157 КДЕ
Имя: Аркадий
Откуда: Красноярск

Re: Кардинальные изменения в элекрооборудовании.

Сообщение Аркадий »

ЗилОк157 писал(а):
17 сен 2021, 00:48
Так в том вся и суть, что используется стартерный аккумулятор для всех нужд.
В момент заводки двигателя в электросети происходят существенные перетоки энергии. Не все оборудование в кунге может спокойно пережить. В темах про воздушные автономные обогреватели народ писал, что при запуске двигателя вышибает плату управления. Контроллер солнечной батареи, инверторы то же могут пострадать.
Лучше разделять сеть автомобиля от сети кунга. С одной стороны это гарантирует, что автомобиль заведется, с другой стороны оборудование кунга не пострадает.
План, что и говорить, был превосходный: простой и ясный, лучше не придумать. Недостаток у него был только один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение.
---
Льюис Кэрролл, "Алиса в стране чудес"

Константин67
Сообщения: 59
Зарегистрирован: 16 июн 2020, 19:14
Автомобиль: ЗиЛ 157
Имя: Константин
Откуда: Бородино Красноярский край

Re: Кардинальные изменения в элекрооборудовании.

Сообщение Константин67 »

Аркадий,в том то вся разница гелевого от кислотного.Гелевый более живучий.Я на работе наблюдал,как гелевый разряжался до откл.его бесперебойником.Потом снова заряжался и опять разряжался до отключения(проблемы с электричеством).И так было много раз.И t воздуха падала нижн 0.И ничего-живой до сих пор.Поэтому и стоимость выше кислотного.
Знакомый нынче весной купил комплект солнечного оборудования с кислотным акб на 190А.Через 1.5 месяца эксплуатации в щадящем режиме,акб стал помирать.
После этих наблюдений,я для себя сделал вывод-солнечная панель только с гелием.
Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.
Д.Писарев

Аркадий
Сообщения: 721
Зарегистрирован: 22 июл 2013, 16:24
Автомобиль: ЗИЛ 157 КДЕ
Имя: Аркадий
Откуда: Красноярск

Re: Кардинальные изменения в элекрооборудовании.

Сообщение Аркадий »

Константин67 писал(а):
27 сен 2021, 05:52
Через 1.5 месяца эксплуатации в щадящем режиме,акб стал помирать.
Результат неправильно спроектированной и настроенной системы. В системах электропитания сотовых вышек в тайге Тюмень 190Ачасов меняют через 5 лет. Народ списанные берет на дачу и еще эксплуатирует несколько лет.
Я не призываю использовать только какой-то определенный тип АКБ.Все зависит от кошелька. Но система должна работать в правильном режиме. Тогда срок эксплуатации будет несколько лет.
Для стартерных АКБ - это 4-5 лет, для типов АКБ специализированных под системы электроснабжения - порядка 10 лет и более.
План, что и говорить, был превосходный: простой и ясный, лучше не придумать. Недостаток у него был только один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение.
---
Льюис Кэрролл, "Алиса в стране чудес"

Ответить