Установка расширительного бачка

Статьи членов клуба с описанием ремонта, модернизации и эксплуатации ЗИЛ-157

Модератор: MAVr-diesel

Аркадий
Сообщения: 721
Зарегистрирован: 22 июл 2013, 16:24
Автомобиль: ЗИЛ 157 КДЕ
Имя: Аркадий
Откуда: Красноярск

Установка расширительного бачка

Сообщение Аркадий »

Возникло непреодолимое желание перевести ЗиЛ-157 на тосол. Пришлось устанавливать расширительный бачок.

1. Выбор расширительного бачка.
Максимальное изменение объема тосола (при изменении температуры от -30 до +110) составит 2,8 литра. С учетом объема верхней части радиатора и рабочего перепада температуры нужен расширительный бачок на 1-1,5 литра.
У бачка должен быть большой патрубок снизу и маленький в верхней части. Наличие датчика уровня приветствуется.
Я решил взять бачок от ВАЗ 08-09 (инжектор). С крышкой и датчиком уровня бачок обошелся около 300 руб.

2. Крепление бачка.
Единственное подходящее место - под капотом на переднем щите кабины. Пришлось перенести табличку с номерами машины.
Бачок закрепил двумя монтажными лентами, приклепав их к кабине. Свободные концы ленты стягиваются болтами М6.
Вложения
Место установки и перенос таблички
Место установки и перенос таблички
01.jpg (112.82 КБ) 12130 просмотров
Крепление расширительного бачка
Крепление расширительного бачка
02.jpg (92.34 КБ) 12130 просмотров
План, что и говорить, был превосходный: простой и ясный, лучше не придумать. Недостаток у него был только один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение.
---
Льюис Кэрролл, "Алиса в стране чудес"

Аркадий
Сообщения: 721
Зарегистрирован: 22 июл 2013, 16:24
Автомобиль: ЗИЛ 157 КДЕ
Имя: Аркадий
Откуда: Красноярск

Re: Установка расширительного бачка

Сообщение Аркадий »

2. Подключение к нижней точке системы охлаждения.
В выходном патрубке радиатора есть металлическая вставка с краником для слива. Вместо краника вставил тройник и подключил и краник и штуцер. Резьба под краник - К1/4. Пришлось прогонять резьбу.
Диаметр штуцера на расширительном бачке - 19-20 мм. Тащить такой шланг под капотом сложно, да и не имеет смысла - диаметр штуцера, вставленного в патрубок радиатора 1/4" = 6,35 мм. Поэтому от патрубка радиатора до кабины проложил тонкий шланг (внутренний диаметр 10 мм), а на кабине состыковал с толстым шлангом (внутренний диаметр 19 мм). Конструкция получилась достаточно гибкой, чтобы отрабатывать все изгибы рамы при езде по неровностям.
Вложения
Нижний патрубок радиатора с тройником. Штуцер еще не вкручен.
Нижний патрубок радиатора с тройником. Штуцер еще не вкручен.
05.jpg (90.71 КБ) 12128 просмотров
Прокладка шланга от радиатора до кабины.
Прокладка шланга от радиатора до кабины.
06.jpg (183.9 КБ) 12128 просмотров
Соединение бачка с толстым шлангом
Соединение бачка с толстым шлангом
07.jpg (147.12 КБ) 12128 просмотров
План, что и говорить, был превосходный: простой и ясный, лучше не придумать. Недостаток у него был только один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение.
---
Льюис Кэрролл, "Алиса в стране чудес"

zheka73
Сообщения: 1487
Зарегистрирован: 20 мар 2014, 01:28

Re: Установка расширительного бачка

Сообщение zheka73 »

Наконец-то :!: Спасибо за фото и описание... А с горловиной радиатора что?

Аркадий
Сообщения: 721
Зарегистрирован: 22 июл 2013, 16:24
Автомобиль: ЗИЛ 157 КДЕ
Имя: Аркадий
Откуда: Красноярск

Re: Установка расширительного бачка

Сообщение Аркадий »

3. Подключение бачка к верхней точке системы охлаждения.
Для отвода из системы охлаждения воздуха и паров, верхняя точка радиатора должна быть соединена с верхней точкой расширительного бачка (тонкий патрубок).
Чтобы не снимать и не паять радиатор, в заливной горловине просверлил отверстие d=10,7 мм и нарезал резьбу К1/4". В отверстие вкрутил штуцер. С внутренней стороны закрепил его контргайкой. Выбрал резьбу К1/4" по двум причинам - а) в ЗиЛ все трубки либо К1/4" либо К3/8". б) коническая трубная резьба хорошо уплотняется.
Под штатную пробку радиатора подложил прокладку толщиной 8 мм из мягкой пористой резины.
На штуцер одел шланг с внутренним диаметром 6 мм. Шланг проложил по креплению радиатора. Закрепил хомутами.
Вложения
Штуцер в горловине
Штуцер в горловине
09.jpg (110.13 КБ) 12124 просмотра
Штуцер в горловине
Штуцер в горловине
10.jpg (95.48 КБ) 12124 просмотра
Крепление шланга
Крепление шланга
11.jpg (151.26 КБ) 12124 просмотра
План, что и говорить, был превосходный: простой и ясный, лучше не придумать. Недостаток у него был только один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение.
---
Льюис Кэрролл, "Алиса в стране чудес"

Аркадий
Сообщения: 721
Зарегистрирован: 22 июл 2013, 16:24
Автомобиль: ЗИЛ 157 КДЕ
Имя: Аркадий
Откуда: Красноярск

Re: Установка расширительного бачка

Сообщение Аркадий »

4. Подключение датчика уровня.

В бачке есть датчик уровня. Грех не задействовать. В моем ЗиЛе есть датчик предельной температуры ОЖ и на панели приборов для него есть лампочка. Чтобы не портить панель приборов, решил, что эта контрольная лампочка будет выполнять две функции - индикация предельной температуры или (и) индикация низкого уровня ОЖ.
На датчике уровня две клеммы. Одну подключил на массу, другую - на лампочку (можно было бы и под капотом вскрыть жгут и подключиться к проводу от датчика температуры, но мне показалось правильнее кинуть провод на щиток).

ВАЗовскую пробку бачка закрутил на 1/2 оборота - только, чтобы не сваливалась. ВАЗовское давление в системе охлаждения возможно больше ЗиЛовскго, да и клапана в этих пробках частенько заклинивает и бачки взрываются. Поэтому давление в моей системе охлаждения почти атмосферное.

Данная конструкция была опробована на воде при поездке в тайгу. Общий пробег - чуть больше 400 км, из них 70 по направлению. На последней фотографии уровень на следующий день после поездки.
Вложения
Датчик предельной температуры.
Датчик предельной температуры.
12.jpg (147.34 КБ) 12124 просмотра
Уровень воды после поездки. Температура около 10 градусов.
Уровень воды после поездки. Температура около 10 градусов.
13.jpg (180.6 КБ) 12124 просмотра
План, что и говорить, был превосходный: простой и ясный, лучше не придумать. Недостаток у него был только один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение.
---
Льюис Кэрролл, "Алиса в стране чудес"

zheka73
Сообщения: 1487
Зарегистрирован: 20 мар 2014, 01:28

Re: Установка расширительного бачка

Сообщение zheka73 »

Аркадий, спасибо ещё раз. Преккрасное и технологичное решение, считаю (без всяких паек и остального неуместного ремесленничества). Вопрос, для меня по крайней мере, актуальный. Скопирую, с твоего разрешения, в полном объёме. С уважением...

Grunbau
Сообщения: 1508
Зарегистрирован: 04 апр 2013, 02:01
Автомобиль: 4-157
Имя: Владимир
Откуда: (Подмосковье)

Re: Установка расширительного бачка

Сообщение Grunbau »

Огород нагородили...Много лет ездию на тосоле(причем зимой...) бачек расширительный не нужен. Делаю так..заливаю по пробку,дальше нагреваю мотор до 90,лишний тосол сливаю через краник в канистру шлангом. И все.

Аватара пользователя
Andrey
Сообщения: 843
Зарегистрирован: 25 авг 2012, 14:11
Автомобиль: зил-157к 1978 гв
Имя: Андрей
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Установка расширительного бачка

Сообщение Andrey »

Grunbau писал(а):Огород нагородили...Много лет ездию на тосоле(причем зимой...) бачек расширительный не нужен. Делаю так..заливаю по пробку,дальше нагреваю мотор до 90,лишний тосол сливаю через краник в канистру шлангом. И все.
резонно,
в книжке писано 22 литра воды против 20 литров антифриза.
хотя само по себе мне понравилось сделанное решение с расширительным бачком.

zheka73
Сообщения: 1487
Зарегистрирован: 20 мар 2014, 01:28

Re: Установка расширительного бачка

Сообщение zheka73 »

Grunbau писал(а):Огород нагородили...Много лет ездию на тосоле(причем зимой...) бачек расширительный не нужен. Делаю так..заливаю по пробку,дальше нагреваю мотор до 90,лишний тосол сливаю через краник в канистру шлангом. И все.
И я так же езжу, и думаю многие... Только на доливку всё-равно тосол уходит, хотя и не подтекает ни где. Через пароотводную или ещё куда, не знаю. Нормально, в тему расширительный на 157. Более того можно и антифризу G11 или 12 заправить тогда. Потому что тосол такое дерьмо, всё поразъедает к ебеням всё в итоге. Антифриз половчее в этом плане и не жалко разово купить и залить... Гляньте на фотке у Аркадия цвет тосола в бачке. А это, походу, прокатился человек пару раз, только сделал. Я когда по весне на воду переходил обратно, так смотреть страшно, что вытекает с кранов,- а у меня новый мотор, не засратая ещё сост охл...

Свеаборг
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 08 сен 2014, 22:00
Автомобиль: ВАЗ 2105 была Газель
Имя: Алексей
Откуда: Питер

Re: Установка расширительного бачка

Сообщение Свеаборг »

Аркадий, а идёт ли струйка охлаждающей жидкости из верхнего отверстия в бачке на прогретом двигателе? В штатных системах с "прокачным" расширительным бачком она идёт постоянно.

Ответить